Website translation into 96 languages

Friday 27 June 2014

Как новая власть поделит влияние на государственные банки?

Смена власти в стране привела к политической борьбе парламентских групп за контроль над государственными банками. После назначения нового главы Минфина – главного управляющего госбанков – над ними повисла тень вероятных кадровых перестановок в руководстве.

Самыми «лакомыми» активами для депутатских групп на данный момент являются Укрэксимбанк с активами в 105 млрд гривен и Укргазбанк с 21 млрд гривен. Ощадбанк, обладающий 110 млрд гривен активов, ранее уже отошел к группе Яценюка – Иванчука – Пышного. Андрей Пышный был назначен председателем правления банка еще 18 марта.

Что касается остальных двух крупных госбанков, то главой правления «Укрэксима» по-прежнему остается Виталий Билоус, назначенный 1 февраля 2013 года, а «Укргаз» находится под руководством Сергея Мамедова, который достаточно успешно руководит банком с 2011 года.

Теперь менеджмент этих финучреждений может измениться. Осведомленные источники Forbes утверждают, что в процессе переговоров между парламентскими группами с участием премьер-министра Арсения Яценюка были достигнуты предварительные договоренности о закреплении Укрэксимбанка за свободовцами, а Укргазбанка за соборниками, группой Еремеева – Фурсина – Литвина.

При этом, по информации Forbes, cуществует договоренность между ВО «Свобода» и бизнесменом Олегом Бахматюком о влиянии последнего на кадровые назначения в «Укрэксиме», если тот перейдет под контроль депутатской группы Олега Тягнибока. Влияние на банк может помочь Бахматюку решать финансовые проблемы подконтрольных ему «Финансовой инициативы» и ВиЭйБи Банка, которые получили в НБУ уже более 8,5 млрд гривен рефинансирования. А на большее после существенного резонанса в СМИ они пока вряд ли могут рассчитывать.

Поэтому, для того чтобы повлиять на руководство банков, депутаты решили прибегнуть к помощи прокуратуры. Так, источник Forbes в ведомстве сообщил, что ГПУ 29 мая уполномочила прокуратуру Киева проверить случаи фиктивного кредитования и факты выведения из залогов обеспечения по кредитам – документ есть в распоряжении Forbes.
В нем значится, что по состоянию на 1 мая общий просроченный долг по кредитам, предоставленным банковскими учреждениями Киева субъектам хозяйственной деятельности, составляет более 40 млрд гривен, в том числе перед банковскими учреждениями с государственной долей (AО «Ощадбанк», ПАО «АКБ «Киев», АБ «Укргазбанк», AT «Родовид Банк», ОАО «Укрэксимбанк»).

При этом, как говорят сами банкиры, прокурорские проверки обычно связаны либо с расследованием тех или иных кредитных операций, либо с «разработкой» менеджмента банков – для последующего предъявления обвинений в превышении служебных полномочий и нанесении убытков государству. Как отмечают инсайдеры госбанков, при прежней власти таких проверок не было – руководящие кресла занимали все «свои».

В то же время в банках факты таких проверок опровергли. «Мы не имеем никаких сведений относительно намерений Генеральной прокуратуры Украины и удивлены появлением такой информации. Проверка в банке по вопросам, указанным вами, не проводится, и не проводилась», – ответили в пресс-службе УЭБ.

По информации Forbes, согласно поручению на проверку, выданному ГПУ 29 мая, прокуратура Киева должна была искать случаи фиктивного кредитования и факты выведения из залогов обеспечения по кредитам членами правления Укрэксимбанка.

Ключевой претензией проверяющих к «Укрэксиму» должна была стать выдача значительного размера потребительских кредитов членам правления банка по ставке 1-1,5% годовых. Источники в прокуратуре называют сумму в 45 млн гривен, которые могли быть выданы действующему правлению по льготным ставкам, и использовались, в первую очередь, на приобретение недвижимости.

По словам источника, существенные объемы кредитов выданы «должностным лицам банка, имеющим связи с «семьей» Януковича». Особо пристальное внимание в ГПУ хотели уделить члену правления «Укрэксима» Оксане Решетняк, которую считают причастной к созданию угольной компании Александра Януковича «Донбасский расчетно-финансовый центр». Также в прокуратуре говорят, что льготные кредиты в банке могли получать ее родственники.

Помимо Решетняк, в ГПУ хотели пристально отследить операции, связанные с членами правления банка Викторией Кононыхиной и Светланой Монастырской, которые, по мнению прокуратуры, связаны с группами Фирташа – Левочкина и Андрея и Сергея Клюевых.

В Укрэксимбанке на запрос Forbes ответили, что по состоянию на 31 декабря 2013 года ключевой управленческий персонал АО «Укрэксимбанк» кредитов в банке не имел. Это подтверждается годовой консолидированной финансовой отчетностью по итогам 2013 года, составленной независимым аудитором PwC. В «Укрэксиме» также подчеркнули, что «банк работает исключительно на коммерческой основе и не предоставляет кредитов клиентам по льготным ставкам», а более выгодные условия можно получить только в рамках совместных проектов с международными финансовыми институтами.

Что касается Укргазбанка, то там тоже о таких намерениях ГПУ ничего не знают. «Укргазбанк активно сотрудничает с органами прокуратуры по возвращению клиентами банка проблемной задолженности. Никаких действий по проверке соблюдения требований банковского законодательства в Укргазбанке прокуратурой в текущем году не проводилось», – пояснили в пресс-службе финучреждения.

В то же время, помимо поручения ГПУ, свободовец Алексей Кайда еще 6 июня направил депутатский запрос относительно проверки фактов использования банковской системы для совершения противоправных финансовых операций, реализации коррупционных схем банками «Укргаз», «Глобус» и «Центр». Особое внимание прокуратура должна была уделить правлению банка, которое, по мнению ГПУ, могло быть причастно к выведению средств на связанные с топ-менеджментом госбанка финучреждения: банки «Центр» и «Глобус» (первый связывают с экс-топ-менеджером Украгзабанка Вадимом Ляшко, а второй – с действующим топом Сергеем Мамедовым). В банке, в свою очередь, уточнили, что Мамедов никогда не был и не является акционером ни одного банка.

А на вопрос по поводу кредитных отношений «Укргаза» с вышеупомянутыми финучреждениями в банке заявили, что УГБ имеют отношения с более чем 150 отечественными и зарубежными банками. «Все они строятся на условиях соблюдения установленных законодательных и регуляторных процедур, учитывают возможные риски и направлены на получение банком максимальной прибыли. Это предусмотрено стратегией развития банка, одобренной его акционерами», – поясняют в пресс-службе.

Примечательно, что на следующий день после отправки запроса от редакции Forbes в банки на сайте ГПУ появилось сообщение о том, что по результатам прокурорской проверки в УГБ были выявлены многочисленные нарушения требований закона, в результате которых государству нанесен значительный ущерб. Только обвиняется уже не менеджмент банка, как предполагалось ранее, а менеджмент закредитованного предприятия, против которого открыто криминальное производство.

Пока что официального сообщения о проверке, порученной 29 мая, нет. Ответ свободовцу Кайде от прокуратуры также еще не пришел. По крайней мере, на сайте парламента информация об этом отсутствует, из чего можно сделать вывод, что депутатские группы свои банковские амбиции удовлетворили, формат проверки решили изменить, а менеджмент госбанков будет меняться уже без широкой огласки.