Website translation into 96 languages

Friday 3 October 2014

Технические партии и кандидаты: кому друзья, а кому враги

Из 29 политических партий, указанных в избирательном бюллетене на досрочных выборах в парламент, шанс оказаться в Верховной раде имеют не более четверти. Что делают в списке остальные политические силы, чьи названия неизвестны широкой публике и чьи рейтинги находятся в рамках статистической погрешности? Выполняют важную функцию технической поддержки.

На подтанцовке

Назар Бойко, руководитель мониторингово-аналитической группы «Цифра», вспоминает, что технические партии широко применялись в ходе парламентской кампании 2012 года, а анализ избирательного процесса указывает на то, что они применяются и сейчас. «С помощью технических партий в избиркомах формировалось большинство из лояльных к режиму людей, что давало возможность контролировать не только повестку дня, но и процесс принятия решений», – поясняет Бойко принцип работы технологии.  
По оценке Евгения Магды, исполнительного директора Центра общественных отношений, покупка политической силы со всеми уставными документами и местными представительствами обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Предложение есть – в августе на портале объявлений Slando продавали «готовую политическую партию» за $100 000. Позднее – после переименования сервиса в OLX.ua – цена составляла уже $30 000, а за неделю до выборов партию отдавали за $15 000 с гарантией регистрации в ЦИК.
Можно сэкономить еще больше. «Для введения лояльных людей в комиссию необязательно покупать партию насовсем, ее можно взять в «аренду». Проще договориться с партийным руководством, чтобы представители партии вошли в избирательную комиссию, – констатирует Магда. – В нынешней ситуации полностью покупать для этого политсилу уже нерентабельно».
Какая партия техническая, а какая – нет, должен решить избиратель. Косвенно на такую техничность указывает минимальная общественная активность и отсутствие четкой предвыборной программы. «Техническую партию собственный результат не интересует, она работает на то, чтобы завести своих кандидатов в комиссию и «отгрызть» у кого-то электорат», – подчеркивает Евгений Магда. Также указывает на это сходное, до степени создания иллюзии тождественности, название проекта. «Например, если бы баллотировался не только «Народный Фронт», но и «Фронт народа», и просто «Фронт», можно было бы говорить, что они будут отбирать голоса у «Народного Фронта», как у более раскрученной партии», – поясняет эксперт.
Подобное искусственное тождество создается не только на уровне партий, но и отдельных кандидатов-мажоритарщиков (как правило, создание таких двойников указывает на высокие шансы на победу и сильные позиции «оригинала»). Например, в одномандатном избирательном округе №68 (Закарпатская область) баллотируются пять кандидатов по фамилии Ковач: Антон, Василий (Ильич), Василий (Васильевич), Ласло и Александр.
В одномандатном избирательном округе №169 (Харьковская область) баллотируются Станислав Косинов и Евгений Косинов.  
«Думаю, клон отберет у меня немного реальных голосов. В округе достаточно образованных людей, а такой прием рассчитан больше на невдумчивого избирателя, – рассказал Forbes Станислав Косинов. – Скорее всего, «двойник» будет использован для махинаций во время подсчета голосов. Возможно, путем фальсификаций ему смогут перебросить 2-3% моих бюллетеней».
По его словам, гораздо большего искажения результатов можно добиться прямым и непрямым подкупом избирателей. «Сейчас по округу вал информации о раздаче продуктов, медикаментов и просто денег от определенных кандидатов. Подкуп избирателей приобрел в этой кампании беспрецедентные масштабы», – отмечает он. 
Но есть признаки техничности, которые поддаются исчислению. Мониторингово-аналитическая группа «Цифра» провела анализ, направленный на выявление технических партий и их вероятных «патронов». Результаты исследования представляет Forbes.
Для определения взаимосвязей было проанализировано, какое количество сегодняшних членов ОИК принимали участие в работе  окружкомов на майских выборах президента и в интересах какого кандидата они выступали. Некоторые связи закономерны. Например, сегодня от Коммунистической партии Украины в ОИК работают 54 человека – все они на выборах президента представляли в комиссиях кандидата Петра Симоненко. 
 
В то же время зафиксированы переходы членов ОИК между партиями и кандидатами в президенты, связи между которыми неочевидны. Показательный пример – пересечение членов ОИК между кандидатом в президенты Петром Порошенко и такими политическими партиями, как Либеральная партия Украины, Партия Зеленых Украины, «Собор», «Наша Украина».
«Так, 34 члена ОИК, которые сегодня представляют «Собор», менее чем полгода назад работали в окружных комиссиях по квоте Петра Порошенко», – указывает Назар Бойко. Согласно закону о выборах, на досрочных выборах парламента ОИК формируются парламентскими фракциями (по одной кандидатуре в каждую из 213 ОИК), а также политическими париями, которые на последних парламентских выборах выдвигали списки кандидатов в многомандатном округе (по пропорциональной системе). Поэтому ряд партий, которые не баллотируются, тем не менее, участвуют в формировании ОИК на этих выборах.
Также значительное количество пересечений членов ОИК зафиксировано между кандидатами Куйбидой и Клименко, с одной стороны, и рядом политических партий, которые формировали комиссии – с другой. «Результаты проведенного МАГ «Цифра» исследования на президентских выборах продемонстрировали,  что с высокой степенью вероятности эти кандидаты выполняли роль технических для Петра Порошенко, – подчеркивает Бойко. – Это дает основания считать таковыми и те политические партии, в которых члены ОИК представляются близкими к политическому окружению действующего президента».
 
Еще один фактор, который поддается исчислению – феномен замен членов ОИК. Согласно избирательному законодательству, субъекты представления членов окружкомов могут их немотивированно отозвать и заменять на других лиц. По состоянию на конец сентября партии и фракции в целом осуществили свыше 1000 замен членов ОИК из более 3800 членов комиссий.
«Данные наглядно демонстрируют, что маловлиятельные политические силы гораздо активнее заменяют своих членов ОИК. Особенно это касается руководящего состава окружкомов – председателей, заместителей председателей и секретарей. Именно эти должности наиболее влиятельны в комиссиях и наиболее желанны для контроля», – объясняет эксперт. Он напоминает, что именно ОИК устанавливают результаты голосования в пределах округа, то есть, фактически, в их руках находятся кандидаты-мажоритарщики.
Насколько существенным может быть искажение результатов с помощью техподдержки? Эксперты считают, что нынешняя – краткосрочная и интенсивная – избирательная кампания не дает большой возможности для манипулирования. «Общество политически раскалено, и большинство людей уже сделали свой выбор», – резюмирует Евгений Магда.