Website translation into 96 languages

Thursday 2 October 2014

В гостях у НБУ: Силовики и НБУ обсудили методы совместной борьбы с теневой экономикой

Вчера в Национальном банке Украины прошла встреча банкиров и представителей силовых структур. Гостями Валерии Гонтаревой стали эксперты из Генеральной прокуратуры, Госфинмониторинга, Государственной фискальной службы и СБУ. Они обсуждали совместную борьбу с теневыми операциями в финансовом секторе. Банкиры оценивают возможный эффект от совместного «рейда» против «тени» скептически, ведь сами же силовики зачастую являются «адвокатами дьявола». Впрочем, один аргумент в пользу возможной успешной борьбы с теневой экономикой есть. Это – пристальное внимание FATF к Украине.
Гонтарева позвала силовиков
Фото ipress.ua
Как сообщили Forbes в НБУ, встреча была посвящена совместным действиям регулятора, банкиров и силовиков по борьбе с теневым рынком валюты и банками-манипуляторами. «В НБУ обсуждали борьбу с теневой экономикой. Учитывая неоднократное обсуждение теневого рынка и нелицензионных видов деятельности, ситуация такая, что может идти частичное перемещение теневых операций из схемных банков в большие системные банки. Мы говорили о том, какие возможны совместные механизмы взаимодействия, контроля и обмена информацией», – объясняет член совета НБУ и глава совета НАБУ Роман Шпек.
Речь шла, в том числе, о повышении эффективности Финмониторинга. Так, при каждом банке работают соответствующие сотрудники этой службы, задача которых – в проверке чистоплотности сделок. Такие сотрудники присутствовали во всех банках-конвертаторах и других учреждениях, которые являются обслуживающими механизмами неформальной экономики. «Мы обсуждали повышение эффективности работы Финмониторинга и вопросы обмена информацией между банками, НБУ, финмониторингом НБУ и Госфинмониторингом по структурам, которые занимаются незаконными операциями», – перечисляет Шпек.
Присутствующие на встрече силовики отметили, что они готовы сотрудничать, но банки также должны учитывать возможные действия внутри своих департаментов.
Председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач рассказал, что сегодня Нацбанк будет проводить аукцион для закрытия дефицита валюты среди импортеров и населения. «Также встреча была посвящена борьбе НБУ с нечистоплотными банками. Еженедельно они закрывают один или два банка, замешанных в схемах. Еще один вопрос, который обсуждался – доверие к банковской системе и остановка оттока вкладов», – подчеркивает Хак-Ковач.
Ранее первый заместитель председателя Нацбанка Александр Писарук в беседе с Forbes отмечал, что НБУ может эффективно бороться с банками-манипуляторами только при содействии всех силовых органов.  «Департамент Финмониторинга НБУ сам решать все проблемы не может – он взаимодействует с другими госорганами, такими как СБУ, МВД, Генеральная прокуратура, Госфинмониторинг, – говорил Писарук. – Нацбанк видит «белую» экономику, а оценки уровня «тени» отличаются. Это может быть и 40%, и 50% от ВВП. Все, что мы можем делать – выводить с рынка банки, которые переводят безналичные средства в наличность с целью ухода от налогов или отмывания денег».
Глава наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат считает, что у власти достаточно ресурсов, чтобы сегодня перекрыть теневые операции на финансовом рынке, и через административные методы не допустить перетекания неформальных операций в крупные и системные банки. Пока что действия регулятора были направлены на борьбу с банками, которые особенно отличились в сфере конвертации и обслуживания теневых потоков. Как ранее писал Forbes, НБУ сократил количество банков, которые специализируются на неформальной экономике, с 15 до 10 штук. Вместе с тем действия регулятора на валютном рынке привели к такому расцвету черного рынка наличного доллара, какой Украина не помнила с 1990-х.
После того как президент Петр Порошенко «волевым решением» установил курс на уровне 12,95 грн/$, банки дружно выставили котировки якобы с соответствующим курсом. Однако ни экспортеры, ни сами банки по такому курсу с валютой расставаться не готовы. Так, они стали включать различные комиссии в операции, с помощью которых продавцы реализовывали валюту по 14,5 грн. Покупали ее те импортеры, которым, как говорится, «некуда было деваться». В результате НБУ опять вынужден был напомнить банкам о своем существовании, послав им «письма счастья».
«В последнее время на межбанковском валютном рынке Украины участились случаи умышленного давления на валютный курс со стороны недобросовестных участников рынка и осуществления действий, направленных на манипулирование валютным рынком. Такие умышленные действия отдельных банков по целенаправленному «раскачиванию» курса оказывают значительное дестабилизирующее влияние на валютный рынок, приводят к возникновению экономических диспропорций и получению необоснованной спекулятивной прибыли, наносят ущерб добросовестным участникам рынка и их клиентам», – было сказано в письме, подписанном главой НБУ Валерией Гонтаревой.
Вместе с напоминанием о реальном курсе валюты Нацбанк запретил включать подобные комиссии. Если же такие факты будут выявлены регулятором, то он примет жесткие меры воздействия, вплоть до отзыва генеральной лицензии. Как результат, реальный объем торгов на межбанке значительно снизился. 
К примеру, вчера к 14.30, по данным НБУ, на межбанке было заключено всего 29 сделок на сумму $5,47 млн по средневзвешенному курсу 12,95 грн/$. Затем на межбанке мелькнула «тень Нафтогаза», которому Нацбанк продал валюты на $1,6 млрд. В итоге рынок закрылся с объемом торгов $1,727 млрд. За вычетом валюты, купленной «Нафтогазом», на межбанке было совершено реальных сделок на сумму $127 млн.
Помимо того, что спрос по курсу 12,95 не удовлетворяется в полном объеме для импортеров, валюта все еще малодоступна и населению. Ее цена на черном рынке также не снижается. «Решения по валютному рынку устраняют проблему в настоящий момент времени, но увеличивают риски в будущем. Потому что люди боятся, что такие ограничения могут быть введены в любое время», – поясняет Тамаш Хак-Ковач.
Покупатели готовы платить по 14,30 грн/$, а продавцы выставляют котировки на уровне около 14,6 грн/$. При этом, несмотря на утешительные речи банкиров, сами банки иногда и провоцируют ситуацию. Валюта продается/покупается сотрудниками отделений определенных банков в обход касс и безо всяких документов, требуемых регулятором. Порой в отделениях не работает даже режим покупки/продажи населением, и сотрудники банка говорят, что продать купленную валюту у населения они не могут из-за валютной позиции банка.
Вчера НБУ уже предупредил 14 банков о возможных наказаниях за финансовые манипуляции на валютном рынке, а 4 банка вообще отстранил от участия в валютных аукционах. 
Вопрос в том, знают ли председатели таких банков, что реально происходит в их отделениях? А вот как с этим бороться Национальному банку, митинги у стен которого уже происходят чуть ли не каждый день, непонятно. Поэтому, очевидно, здесь необходимо вмешательство силовых органов, которые и были приглашены на встречу.
«Не всегда правоохранительные органы заинтересованы в борьбе с теневой экономикой. Как правило, силовые структуры и «крышуют» такие схемы. Они – это забор для большого пласта бизнеса. Саму инициативу НБУ мы приветствуем, но почему раньше о борьбе со схемами не говорили в Кабмине, Минфине и так далее?» – напоминает экс-член совета НБУ Василий Горбаль. Так, теневой рынок валюты только подстегнул заработки коррупционных схем, которые начинаются на таможне и под «надзором» налоговой проходят по всем финансовым каналам страны. Любые репрессивные меры на рынке наличных долларов сегодня могут попросту поднять теневой курс и повысить долю теневого обмена валют. Из-за этого часть гривны тоже уйдет в тень. «В стране, где теневая экономика – это порядка 60%, репрессивными методами с ней не справиться. Не поборов коррупцию, пробовать в финансовой сфере «закрутить» обслуживание теневой экономики нельзя», – считает Горбаль.
Впрочем, сегодня Украина находится под пристальным вниманием FATF. С того момента, как власть объявила о проведении в стране АТО, все международные структуры по контролю и борьбе с финансированием терроризма уделяют особое внимание тому, что происходит в Украине. СБУ уже выходила с декларациями о том, что ведет борьбу с задействованными в подобных операциях структурами – правда, без уточнения деталей. Со своей стороны, НБУ обязан следить за чистоплотностью банков, ведь ответственность за погрешности могут нести не только финансисты, замешанные в финансировании террористов, но и руководители соответствующих служб и департаментов НБУ, которые подобные операции обязаны контролировать.
Рецептом борьбы являются либерализация экономики для корпораций и бизнесменов, с одновременным контролем за расходами чиновников. Так, наиболее эффективной системой актикоррупционного контроля является механизм вознаграждения граждан, которые помогают государству разоблачить коррупционеров. Например, человек заподозрил, что его сосед, чиновник из министерства, участвует в теневых схемах. Допустим, ездит на дорогом автомобиле, носит дорогие часы и так далее. Написав жалобу на такого чиновника в силовые структуры, автор жалобы получает вознаграждение от государства в размере процента от суммы теневых доходов, обнаруженных у чиновника и его семьи. Если же жалоба оказалась напрасной, жалобщика штрафуют. Подобная система вознаграждений и общественного контроля за расходами работает, в том числе, во Франции и Германии.
В украинских реалиях она позволит довольно быстро провести «чистки» коррупционных схем в госорганах, задействованных в укрывательстве основных потоков неформальной экономики. «С точки зрения менталитета внедрить «немецкую» систему в Украине можно, но теневая экономика все равно будет оставаться в определенной доле. Начинать нужно с борьбы с коррупцией, которая должна проводиться одновременно с контролем за расходами», – резюмирует Горбаль.