Website translation into 96 languages

Monday 10 November 2014

Более 80% пришедших на незаконный референдум каталонцев проголосовали за независимость

Власти Испании своими попытками блокировать сепаратистские порывы в Каталонии сделали идею обретения независимости притягательным «запретным плодом» для жителей региона. Около 40 000 волонтеров вчера организовали референдум и собрали 2,25 млн голосов для оказания давления на Мадрид.
Сепаратисты Каталонии провели нелегальный референдум
Президент Каталонии Артур Мас голосует на избирательном участке 9 ноября 2014 года. Барселона, Испания.
Фото GettyImages/fotobank.ua
Воскресенье, 9 ноября, станет историческим днем для Каталонии. Вопреки запрету Верховного суда, стараниями волонтеров в этом регионе были открыты 1317 избирательных участков в 900 населенных пунктах – и проведен референдум по отсоединению от Испании.
Каждому пришедшему был выдан бюллетень с двумя вопросами: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?».
По предварительным результатам, которые объявила вице-президент Каталонии Хоана Ортега, в референдуме приняли участие 2,25 млн из 5,4 млн потенциальных избирателей. 80,7% из них ответили «да» на оба вопроса, поддержав идею обретения полной независимости. Еще более 10% ответили «да» только на первый вопрос. Около 4,5% проголосовали против независимости, а остальные вбросили в избирательные урны чистые бюллетени. 
Значимость этого референдума пока неясна. Власти Каталонии называют его важным шагом на пути к независимости, тогда как центральное правительство Испании настаивает на том, что голосование нелегитимно и поэтому не имеет никакого смысла.
«Граждане приняли участие в бесплодном и бесполезном мероприятии. Правительство рассматривает его как день политической пропаганды, организованной сепаратистами и не имеющей какой-либо юридической основы», – говорится в заявлении министра юстиции Испании Рафаэля Катала.
«Испания – это консолидированный демократический режим, в котором есть свобода слова и выражения, и в котором референдумы проводятся по строгим правилам, гарантирующим непредвзятость и нейтралитет. Ни одно из этих условий сегодня не было выполнено», – подчеркивает Рафаэль Катала.
В свою очередь президент Каталонии Артур Мас назвал проведенный референдум «историческим успехом», выразив сожаление, что Мадрид в реакции на это голосование проявляет «политическую близорукость» и «нетерпимость».
По его словам, заручившись поддержкой более 1,5 млн граждан, власти региона смогут надавить на Мадрид и добиться большей автономии, а затем и права провести полноценный референдум об отделении. В ближайшее время каталонцы собираются разослать петиции в Еврокомиссию, ООН и другие международные организации с просьбами повлиять на Испанию в этом вопросе.
«Каталония в очередной раз показала, что хочет самостоятельно определять свое будущее. Каждый должен знать, что мы – это множество людей. Мы – это не четыре или пять человек, перегревшихся на солнце и вышедших на улицу что-то требовать. Речь идет о множестве людей, желающих быть услышанными и ждавших долгое время», – заявил после вчерашнего референдума Артур Мас.
Сепаратисты Каталонии провели нелегальный референдум
Люди ждут своей очереди, чтобы отдать голос на избирательном участке. 9 ноября 2014 года. Барселона, Испания.
Фото GettyImages/fotobank.ua

Сепаратистский регион

Каталония на карте выглядит треугольником, одна грань которого примыкает к Испании, другая – к Франции, а третья – к Средиземному морю. В состав Испании эта территория вошла 300 лет назад, однако сохранила свою культурную и языковую самобытность. Три четверти ее жителей являются этническими каталонцами и говорят на каталонском языке.
Каталония считается самым богатым и индустриально развитым регионом Испании. Ее ВВП превышает $300 млрд, что почти вдвое больше, чем у Украины. И в случае обретения независимости Каталония стала бы 31-й крупнейшей экономикой мира.
Каталонцы имеют долгую историю борьбы за независимость, особенно активную в период с 1939-го по 1975 год, когда военная диктатура генерала Франсиско Франко репрессировала местный язык и традиции. Сепаратистские настроения вспыхнули с новой силой в 2010-х годах, когда Испания погрязла в рецессии и коррупционных скандалах.
Недовольство у жителей Каталонии начало накипать в связи с тем, что в период 25%-ной безработицы и бюджетных сокращений им приходится тянуть экономически менее развитые южные регионы страны. Каталония ежегодно перечисляет в государственную казну Испании на 15 млрд евро больше, чем получает обратно на свои нужды. Это составляет около 5% ее ВВП.
Курс на отделение региона был обозначен в конце 2012 года, когда на региональных парламентских выборах политические партии, шедшие под лозунгами отделения от Испании, получили 87 мест, или почти две трети в 135-местном парламенте Каталонии.
Согласно соцопросу, проведенному в прошлом месяце правительством Каталонии, 55% респондентов высказались за отделение региона от Испании. В 2011 году сторонников обретения независимости было лишь 28%.

Мощнейший вызов для Испании

Вынесением на народное голосование вопроса об отделении власти Каталонии продемонстрировали открытое неповиновение центральному правительству. Они не только цинично обошли судебный запрет на проведение референдума, переименовав его в «консультацию с гражданами», но и использовали этот запрет для разжигания сепаратистских настроений. Перед голосованием в Каталонии была проведена мощная агитация, суть которой можно описать одним предложением: «Испания нас не любит, не понимает, обирает и запрещает голосовать».
«Воскресное голосование, которое Артур Мас просит не называть «референдумом», было организовано волонтерами без официальных списков избирателей. Тем не менее, это вызов судебному запрету, создавший щекотливую ситуацию. Если власти попытаются препятствовать, это обернется гражданскими волнениями», – комментирует ситуацию юрист-консультант испанского университета UNED Йоланда Гомез.
По словам экспертов, со столь сложным испытанием политический истеблишмент Испании не сталкивался за 36 лет, прошедших с момента возврата страны к демократическому правлению. При этом аналитики расходятся во мнениях относительно того, как в данной ситуации нужно поступать Мариано Рахою.
По мнению профессора Лондонской школы экономики Себастиана Балфоура, премьер-министр Испании поступил мудро, прибегнув к тактике невмешательства. «Если бы он настоял на судебном преследовании волонтеров, организовавших референдум, он бы переиграл сам себя и заставил бы каталонцев сильнее чувствовать себя жертвами», –цитирует Балфоура информагентство Bloomberg.
С ним не согласен политический аналитик Йозеп Рамонед. «Успешно получив запрет суда на проведение референдума, и не приведя в исполнение этот вердикт, испанский премьер-министр Мариано Рахой показал, что он не лидер. Это будет дорого стоить ему, так как правые политики и бизнесмены увидели, что он утратил силу», – приводит рассуждения Рамонеда информагентство AFP.
Правительство Мариано Рахоя теряет популярность из-за внедрения самых жестких за последние 40 лет бюджетных сокращений, а также вследствие новой волны коррупционных скандалов. В прошлом месяце премьер-министру пришлось приносить публичные извинения, после того как чиновники из его партии были обвинены в злоупотреблении властью и в получении «откатов» за распределение государственных заказов.
В охватывающей страну атмосфере депрессии каталонским националистам легче культивировать идею того, что, хотя груз огромного госдолга, безработицы и коррупции сбросить не удастся, Каталонии будет легче двигаться вперед без балласта в виде остальной Испании.