Website translation into 96 languages

Tuesday 11 November 2014

Какая реальность скрывается за мифом о блокаде Крыма


В течение октября-ноября Керченская паромная переправа, которая обеспечивает  пассажирское и грузовое сообщение между Крымом и Россией, работала с перебоями. Несколько раз движение паромов приходилось ограничивать из-за погодных условий – сильного ветра или тумана. Временами очередь из грузовиков на подходах к порту достигала тысячи автомобилей, срок ожидания – 27 часов. Бытует мнение, что зимой ситуация с поставками продовольствия на полуостров может оказаться критической из-за остановки главной транспортной артерии, по которой грузы доставляются в Крым из РФ.
Forbes проанализировал, как полуостров решал свои транспортные задачи с момента аннексии. Несмотря на существенное падение объемов грузопотоков, вывоз и ввоз товаров на оккупированную территорию фактически продолжается во всех видах сообщения.

И по воде, и по земле

Грузоперевозки через Керченскую паромную переправу выполняются десятью паромами (ж/д, автомобильными или смешанными) по нескольким основным маршрутам: Порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт, порт Темрюк  – Керченский морской рыбный порт, порт Новороссийск – Керчь, Зонгулаг – Керчь – Новороссийск. На зиму переправа прерывать свою работу не будет, утверждает пресс-секретарь Министерства транспорта АРК Наталья Разинкина. «Переправа работает в круглогодичном режиме. По статистическим данным, ее простой из-за неблагоприятных погодных условий в период с ноября по май в целом составляет до 30 дней», – сообщили Forbes в пресс-службе ведомства.
По данным Минтранса, пропускная способность Керченской переправы – около 4 млн тонн грузов в год. Это даже меньше, чем перерабатывал лишь один Севастопольский порт Крыма. Тем не менее, именно на этот транспортный коридор больше всего рассчитывает Россия, оккупировавшая полуостров.
Вместе с тем ситуация с транспортом в Крыму не так плоха, как этого можно было бы ожидать. Все-таки полуостров оказался отрезанным от всего цивилизованного мира – как географически, так и политически из-за санкций, вызванных его аннексий. «Все порты у нас работают, мы успешно находим, чем их загрузить», – уверяет сотрудник Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты». Эта структура была создана в июне этого года, уже после аннексии полуострова для управления «морскими» активами. В нее вошли все пять морских торговых портов Крыма, а также Керченский рыбный порт, Госгидрография и Керченская морская переправа.
Так, представитель предприятия прокомментировал слухи о возможном закрытии двух традиционно наименее загруженных портов – Евпаторийского и Феодосийского. На запрос Forbes о более детальных данных по работе всех портов там пока не ответили. Напомним, с момента оккупации Крыма Россией Украина закрыла все международные пункты пропуска на территории полуострова и порты, соответственно, тоже.
Свет на ситуацию с перевалкой немного пролил Крымстат. По его данным, за 9 месяцев 2014 года объем переработки грузов портами составил 4 млн тонн, что на 70% меньше, чем годом ранее. Транзит в портах потерял 80% объемов, зато импорт вырос на 25%. «Количество судозаходов составило 2070, на 52% больше, чем год назад, 84% всех судов – иностранных фрахтователей и собственников», – подчеркивается в сообщении Крымстата. Очевидно, рост импорта и судозаходов связан с сокращением поставок грузов на полуостров с материковой Украины и переориентацией логистики.
Утверждения об иностранных фрахтователях – не блеф. Информация о судозаходах в Крым умалчивается на всех уровнях, но ее источником может послужить, например, общественная инициатива «Майдан иностранных дел». По данным этой организации, количество иностранных судов, нарушивших порядок захода в порты Крыма, на начало августа составляло 86, на начало ноября – уже свыше 130. Больше всего среди них – российских, турецких и греческих, но были также и немецкие, итальянские, румынские, сингапурские, болгарские, египетские, панамские, японские суда.
С точки зрения юриста, партнера Международной юридической службы Interlegal Артура Ницевича, проблема тут в том, что очень сложно заставить заработать механизм привлечения к ответственности нарушителей по ряду причин. И из-за того, что физически они не находятся на территории Украины, которую контролирует центральная власть, и по причине сложности доказательства самого факта противоправного действия в том виде, как оно сформулировано в украинском законодательстве. По сути, создана лишь «бумажная», или «фиктивная» блокада, считает Ницевич.
Падение перевалки в портах – это уход оттуда экспортных грузов. «Мы ушли из Севастополя, так сделали почти все. Во-первых, никто не хочет везти через Крым, во-вторых – сами боимся попасть под какие-то санкции, не сегодня – так в будущем», – говорит представитель одного из крупных зернотрейдеров-экспортеров. По его словам, компания переориентировала перевалку в Одессу и Николаев и не почувствовала это этого неудобств. «Сезон достаточно спокойный, ажиотажа на терминалах нет», – уверяет трейдер. Терминалы портов Крыма были заняты экспортом в основном местного урожая, который составил более 1 млн тонн.
Железнодорожные грузоперевозки за 9 месяцев 2014 года на полуострове составили 2,9 млн тонн, за весь 2013-й – почти 7 млн. В «Укрзализныце» подтвердили, что определенный грузопоток по железной дороге в направлении Крыма есть. И пообещали подробнее ответить на запрос Forbes по этой теме. На момент публикации материала ответы получены не были.
«Я думаю, что речь может идти о перевозках в приватном подвижном составе по контрактам, свои вагоны «Укрзализныця» вряд ли туда направляла», – предполагает один из участников рынка перевозок.
Но с момента принятия закона о свободной экономической зоне в Крыму перевозки на полуостров с континентальной Украины получили легальную основу. В законе прописан порядок оформления грузов – они заходят на полуостров в режиме транзита и освобождены от уплаты таможенных сборов. «Въезд коммерческого автомобильного транспорта оформляется на таможне в Херсоне, железнодорожных грузов – в Мелитополе», – говорит  вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Юрий Кучинский. При этом он затруднился оценить текущий объем автомобильных перевозок в Крым. «Выдачу книжек МДП в Крыму взял на себя российский АсМАП, поэтому мы не можем вести учет компаний», – отметил представитель организации. В официальной статистике Крыма отображено 1,2 млн тонн автотранспортных перевозок на фоне 2,6 млн за весь 2013 год.
У участников рынка вызывает сомнения реальность цифр, которые декларирует Крымстат, как минимум по автоперевозкам. «Или они отображают только внутренний оборот АРК», – предполагает один из них. По его словам, автомобилями в Крым транспортировалось «буквально все» – от дорогостоящего оборудования до сельхозпродукции и продовольствия. «Это гораздо более дешевый способ доставки, чем через Керченскую переправу, где цены постоянно растут. Грех им не пользоваться», – отмечает собеседник Forbes. При этом далеко не все грузы оформляются по новым правилам – твердая такса в обмен на пренебрежение сложными формальностями удобна всем участникам процесса.

Сколько нужно Крыму

В составе Украины Крым потреблял товаров на 18 млрд грн в год (структура розничного товарооборота), экспортировал в 2013 году продукции на $905 млн и импортировал на $1,1 млрд. Среди внешнеторговых партнеров полуострова значилось свыше 70 стран. Наибольшая зависимость от импорта – в сфере топлива и промышленного оборудования, суммарно на эти две статьи в прошлом году пришлось 70% всего импорта в АРК. Правда, стоит учитывать, что значительная часть обеспечения осуществлялась с континентальной Украины. Например, при объемах потребления газа примерно в 2-2,4 млрд кубометров в год его внутреннее производство здесь составляет только 1,6 млрд, остальное поставлялось из континентальной части страны.
Полностью ввозились в Крым нефтепродукты – по разным оценкам, потребление составляло от 800 000 до 1 млн тонн в год (200 000 бензина и 800 000 дизтоплива). «Есть зависимость по газу, на которых работают Севастопольская, Камыш-Бурунская ТЭЦ и который также нужен промышленным потребителям, прежде всего заводам Фирташа – «Крымсода», «Крымский титан».  Если отключить эти два завода от газа – то в принципе газа собственной добычи Крыму хватит для отопления», – отмечает аналитик Concorde Capital Александр Паращий. А с нефтепродуктами, считает он, проблем быть не должно: в портах достаточно мощностей, чтобы принять их из России.
Большая доля зависимости от Украины была в сфере продовольственных товаров. По данным Министерства агрополитики и продовольствия АРК, Крым не самодостаточен, например, в таких позициях, как сахар (на его территории не выращивается сахарная свекла), растительное масло (из-за нехватки мощностей для переработки подсолнечника), молоко и молокопродукты. Как говорил ранее  министр агрополитики и продовольствия АРК Николай Полюшкин, если в прежние годы на территории полуострова производилось около 890 000 тонн молока,  которые полностью удовлетворяли спрос, то сейчас в силу разных причин – только 330-340 тыс. Лишь на 45%, по оценкам того же ведомства, Крым закрывает свои потребности в рыбе и рыбопродуктах.
В то же время в МинАП уверяли, что полуостров полностью покрывает свои потребности в мясе, субпродуктах, а также фруктах и овощах, и даже готов их экспортировать. Хотя если смотреть на цифры прошлого года (данные Крымстата) – по всем этим позициям сальдо внешнеторгового баланса АРК было глубоко отрицательным. Позитивным оно оказалось только по зерну (экспорт на $17 млн в 2013 против импорта на $24 000, причем на зерно пришлось 45% всего экспорта), а в непродовольственной группе – по минеральным продуктам (соль, сера, руда, шлаки): $303 млн экспорта, или 34% всего его объема, против $202 млн импорта.
Ситуация с торговлей в 2014 году в Крыму, конечно, существенно изменилась. Данные о товарообороте во внешнем и внутреннем сообщении за этот год неполные и обрывочные. Крымстат за 1 полугодие 2014 дал цифры по обороту розничной торговли уже в рублях – 13 млрд руб за январь-июнь, или примерно 3,8 млрд грн. Может показаться неожиданным, что все последние месяцы, несмотря на непризнании аннексии большей частью цивилизованного мира, Крым вел вполне активную внешнюю торговлю, о чем сообщает тот же Крымстат: в апреле-августе с полуострова было экспортировано товаров на $79 млн, импортировано – на 49 млн.
В географическом разрезе наибольшая доля экспорта пришлась на такие страны, как Швейцария (33%), Панама (23%), Турция (11%), импорта – на Румынию (60%), Германию (13%), Италию (6%), Панаму (5,5%). Также среди стран-торговых партнеров АРК в эти 5 месяцев значатся Австрия, Канада, Китай, Польша, Португалия, США, Азербайджан, Туркменистан, Франция, Финляндия, Южная Африка, Украина и некоторые другие. Помимо сокращения экспорта, импорта, торговли в продовольственной рознице, в Крыму также упала оптовая торговля всеми непродовольственными товарами – примерно в полтора-два раза.

Откуда поступали грузы в Крым до оккупации?

На первый взгляд наибольший товарооборот обеспечивали морские торговые порты. Суммарно пять крымских портов – Севастопольский, Керченский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский в 2013 году переработали 13,8 млн тонн грузов. Правда, грузопоток это был в основном экспортный и транзитный, на эти направления пришлось 5,5 и 4,8 млн тонн перевалки. В импортном сообщении порты Крыма приняли только 348 000 тонн грузов (остальное – во внутреннем).
Через крымские порты компании материковой Украины отправляли грузы на экспорт – зерно, металл, химическую продукцию. Особо привлекательным для этого был глубоководный порт Севастополя, использование его причалов позволяло существенно экономить на логистике. Керчь и Феодосия активно работали с транзитными нефтепродуктами. Сейчас экспорт крымских портов благополучно ушел в другие гавани континентальной Украины, зато транзит в объеме около 5 млн тонн в год, похоже, безвозвратно потерян.
Весомая доля обеспечения Крыма приходилась на железную дорогу. Крымская дирекция перевозок до аннексии входила в состав Приднепровской железной дороги. По данным ее пресс-службы, Крым занимал не более 6% в грузообороте ПрЖД, который в год составлял около 220 млн тонн. То есть по ж/д в Крым поступало (или вывозилось оттуда) примерно 7 млн тонн грузов в год. Часть ее шла на порты для последующего экспорта. Сейчас эти грузы заместила собой Керченская паромная переправа.
Объем автомобильных перевозок в и из АРК оценить сложнее всего, поскольку централизованный учет коммерческих перевозок автотранспортом во внутриукраинском сообщении не ведется. Можно предположить, что количество вывезенных/ввезенных грузов автомобильным транспортом примерно соответствовало объему грузовой базы морских портов за вычетом грузооборота железной дороги – то есть около 7 млн тонн в год. Есть основания считать, что значительный его объем сохранился.