Our Global Partner: MINIBOSS BUSINESS SCHOOL Franchise (IBA Consortium)

Enjoy this engaging resource when choosing educational franchises from the IBA Consortium

You can zoom in and out of the globe, rotate the globe, select a country, click Apply, go to the website, and select IBA Consortium (UK) franchises.
Desktop version recommended for the best experience.

Choose a location for your franchise and complete the application

Tuesday, 30 September 2014

Примут ли «пакет антикоррупционных мер» и как его применить на практике?


В конце августа Кабинет министров одобрил ряд законопроектов, объединив их под названием «пакет антикоррупционных мер». В условиях войны на востоке Украины, падения национальной валюты и почти не работающей экономики в правительстве решили вернуть незаконно «угнанный» из государственного бюджета капитал. Но, как обычно, Кабмину опять противостоит недееспособный парламент. А на Верховную раду давят президент и Международный валютный фонд (МВФ).
Виновных найдут
В планах чиновников – создание еще одного органа, работа которого должна была быть нацелена на выявление и преследование лиц, совершивших крупные коррупционные преступления. Речь о Национальном антикоррупционном бюро (НАБ). Этого «контролера» в Украине требуют внедрить несколько международных организаций, в том числе и Международный валютный фонд. Согласно планам (законопроект №5085 «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции»), бюро должно следить за деятельностью государственных предприятий и администраций на местах. Тем самым в правительстве намекают: деятельность НАБ – это расследование только преступлений, совершенных чиновниками. На бизнес же, согласно документу, она распространяться не будет. 
Однако если учесть, что правительство также планирует наделить орган функцией возврата в Украину средств, выведенных за рубеж, возникает вопрос: а точно ли НАБ не будет преследовать бизнес?
Наряду с этим законопроектом, буквально в середине июня, премьер-министр Арсений Яценюк поручил главе Государственной фискальной службы  (ГФС) Игорю Билоусу приступить к ликвидации налоговой милиции и созданию вместо нее Службы финансовых расследований (СФР). Эта служба будет предотвращать и бороться с экономическими преступлениями.
Причем СФР должна совместить контрольно-проверочные функции и функции досудебного расследования в сфере предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями. Этот орган должен быть создан на базе подразделений налоговой милиции и борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Однако здесь возникает противоречие.
Среди полномочий антикоррупционного бюро в законопроекте прописано право доступа НАБ к документам и прочим материальным носителям информации, необходимым для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений. При этом сотрудники НАБ также имеют право хранить, носить и применять огнестрельное оружие, спецсредства и меры физического воздействия. Зачем правительству создавать еще одного контролера – непонятно. Ведь по своей сути НАБ будет дублировать деятельность ликвидированной в будущем налоговой милиции.

Чиновники под прицелом

Еще один проект, направленный на борьбу со взяточничеством, получил название «О предотвращении коррупции». Его задача – заменить действующий и неэффективный закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Отличия в документах действительно есть. Разработчики предлагают внедрить более широкий спектр антикоррупционных ограничений для лиц, занимающих госдолжности, и создать четкие правила публичности чиновника. Например, законопроект дает определение понятию «конфликт интересов». Так, если в госслужащем победит корысть, а не интересы службы, его могут привлечь к административной ответственности или даже уволить. Кроме того, в Кабмине предлагают более жестко следить за материальным состоянием служащих с помощью налоговых деклараций. С одной стороны, это новшеством назвать нельзя. Но разработчики полагают, что если декларации будут подаваться в электронной форме, подлежать независимой оценке и находиться в открытом доступе, то ситуация с коррупцией кардинально изменится.
Причем несложно догадаться, что проверять подлинность указанной в декларациях информации будет уже упомянутое НАБ.  Однако главное нововведение законопроекта – лишение возможности участия в госзакупках тех компаний, которые обходят стороной антикоррупционные программы или внесены в Единый государственный реестр лиц, привлеченных к ответственности за выявленные ранее правонарушения.
Деньги в страну
У третьего документа, разработанного правительством, длинное название: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных бенефициарных владельцев (контроллеров) юридических лиц и публичных деятелей». Хотя его задача вполне лаконична: четко понять, кто фактически контролирует компании в низконалоговых юрисдикциях.
На самом деле разработка третьего в антикоррупционном пакете законопроекта была косвенно анонсирована еще в марте, когда правительство представило план оптимизации бюджетных расходов. А в Министерстве финансов заявили о желании вернуть средства из-за рубежа, в том числе из стран с благоприятным налоговым климатом. Причем план мер предусматривал все те же способы борьбы с нарушителями налогового законодательства. И правительство обещало обратиться к компетентным органам других государств с просьбой арестовывать деньги, выведенные из Украины.
Как и тогда, по нынешней задумке Кабмина необходимо предотвратить создание юрлиц с целью отмывания доходов, полученных преступным путем.  Кроме того, третий в антикоррупционном пакете документ внедряет еще один механизм поиска и возврата в Украину незаконно выведенных активов. Так, согласно законопроекту, предприятия, кроме государственных и коммунальных, обязаны определить своего конечного (бенефициарного) собственника, регулярно обновлять, хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору.
Однако применение этих норм на практике – под очень большим вопросом, поскольку расширенное определение бенефициара совершенно не дает понимания, каким образом должны предоставляться данные о конечных собственниках. И главное – как фискальные органы намерены проверять их правдивость?
В марте, как, впрочем, и сейчас, не было понято, сколько средств осталось за рубежом, у кого и где. Однако с усилением борьбы против коррупции такая информация не в краткосрочной, но в среднесрочной перспективе, скорее всего, появится. А полномочиями «сыска» и «выявления» будет наделено все то же НАБ.
Додавят ли?
Намерения Кабмина залежались и пока что остались «на бумаге». На последнем заседании Верховная рада не поддержала законопроект № 5085. «За» проголосовало всего 218 народных депутатов. Два последних документа и вовсе не добрались до сессионного зала.
Однако принятие антикоррупционного пакета до конца октября является одним из ключевых требований МВФ для предоставления третьего транша финансовой помощи Украине. Но к рассмотрению законопроекта Рада может вернуться не ранее 14 октября. Поэтому у Кабмина еще есть время, чтобы надавить на парламент. К тому же важность сотрудничества с МВФ, а также тот факт, что инициатива по созданию бюро исходила непосредственно от президента Петра Порошенко, должны сыграть в этом ключевую роль. При этом даже положительный исход голосования не является ключевым, ведь принимать и применять закон – две кардинально разные вещи.