Александр Скипальский — «отец» двух очень важных в системе государственной безопасности структур: военных контрразведки и разведки, многолетний работник всех ступеней СБУ, профессиональный контрразведчик, который, однако, вышел из рядов КГБ. Он своими глазами видел как становление современной Украины и системы спецслужб, так и недавнее загнивания последних.
Корреспондент журнала «Тиждень» пообщался с ним о необходимости очистки СБУ и методах этой работы.
— Как вы оцениваете деятельность СБУ за последние полгода? Эффективность, очистки — они есть?
— Никаких государствообразующих, фундаментальных изменений не произошло. Хотя следует понимать, что обойтись косметическим ремонтом, который сейчас проводят для людского ока, не получится. Слишком долго спецслужба формировалась по принципу личной преданности, а не патриотизма и профессионализма. Начиная еще с 1993-1994-го сотрудников СБУ не воспитывали в духе преданности Украинскому государству, «патриотизм» воспринимали просто как слово, за которым ничего не стоит.
В результате имеем структуру с врожденными элементами непрофессионализма и коррупции и еще, к тому же, наполненную антиукраинским, пророссийским воровато-аморальным элементом. У нас не развивалась государство, зато все лучшее шло в олигархические кланы. Ни один президент не уделял развитию спецслужб должного внимания. Результат весьма нагляден. Согласно СБУ заполонила надменная серость, которая может породить только серость. Реформирование должно быть коренным.
— То есть, как сделали в свое время в той же Чехии: всех распустить и набрать абсолютно новых людей?
— Чехам это удалось проще, потому что у них был президентом великий Гавел и царил мир на момент реформы. Мы в свое время на такой подход безнадежно потеряли 20 лет назад. И самое главное: их успехи нереально повторить во время войны, к тому же с нынешним руководством спецслужб, в том числе и СБ Украины.
— Извините, но очень много говорят о вашей личной неприязни к нынешнему главе СБУ. При этом, говорят, русские ненавидят Валентина Наливайченко за то, что в 2008-м он якобы допустил к секретным документам украинской спецслужбы американцев. А как насчет публичных задержаний и депортации российских агентов 2009 года, открытия документов о деятельности советских спецслужб и т.д.?
— Это будет, в конце концов, мой частный взгляд, так его и воспринимайте. Единственное, с чем не согласен, так это с термином «личная неприязнь». У нас с господином Наливайченко не было, нет и, уверен, никогда не будет личных отношений, а тем более дружеских или неприязни.
У нас разные категории и критерии оценки событий и людей. Если бы от должности, которую он во второй раз занимает, не зависили судьбы и жизнь граждан и Украины, то вы никогда не услышали бы моей оценки и комментариев относительно него. Наше знакомство состоялось в день моего назначения председателем Управления СБУ в Донецкой области в 2006 году, и, к сожалению, началось оно с его попытки манипулировать в вопросе выбора транспорта для моего представления.
Наливайченко имеет хорошую разведывательную подготовку, окончил русскую Академию службы внешней разведки (бывшая Высшая Краснознаменная школа КГБ СССР им. Ю.В. Андропова), по рекомендации и по просьбе руководства российской спецслужбы был принят на работу в консульскую службу МИД Украины (Финляндия, США), сделал очень быструю, блестящую карьеру, от рядового консула был повышен до заместителя министра иностранных дел, а когда опытный министр Борис Тарасюк, разобравшись, отправил его послом в Беларусь, он через родственные связи господина Ющенко стал первым заместителем председателя СБУ.
В начале совместного пребывания в Службе безопасности мне очень импонировали его патриотическая риторика в стиле «мы украинцы», умноженная на полученную в разведывательной академии подготовку, и природный талант правильно отчитаться и пропиариться. Но только дошло до глубинных процессов, как этот человек оказался совсем отличным от своего стиля поведения. Прежде всего речь о кадрах: их отбор, проверка, обучение.
Именно в этой области Наливайченко подбирал людей по принципу личной преданности и интересов, из-за чего Украина теряла свой потенциал в сфере безопасности по всем направлениям. Вспомните Кислинского, Хорошковского, содействие расколу между Ющенко и Тимошенко и т.п.. А главное: почему в 2009-2010 годах от него так и не прозвучало заявление об опасности прихода к власти донецкого клана? А может, кто уже забыл недавний скандал в Днепропетровске с Георгием Ярошенко, «смотрящим» от СБУ и человеком Наливайченко? И это далеко не единственный случай, столько еще крутится информации в кулуарах среди специалистов...
— Итак, по этой логике получается, что Наливайченко не защищает интересы Украины и является глубоко внедренным враждебным агентом влияния. Или даже кадровым работником российских спецслужб...
— Я не могу этого утверждать, здесь должны быть конкретные доказательства. Но думать и делать выводы нам никто не мешает.
— Почему так случилось, что именно СБУ на Донбассе стала одним из главных локомотивов сепаратизма?
— Потому что бывшие работники КГБ, которые остались работать в нашем государстве, не противодействовали, а способствовали антиукраинским настроениям и работе российских спецслужб. В частности, как не вспомнить триумвирата, который после побега Януковича занимался раздуванием антиукраинской истерии на Востоке?
Это народные депутаты Александр Ефремов, Валерий Голенко и экс-глава Управления СБУ в Луганской области Александр Третьяк. Последний лично курировал свезение оружия в тамошний офис Службы безопасности в апреле, а затем и захват этого помещения. Это был эдакий привет Киеву за его устранение 13 марта с должности. Кстати, после освобождения он работал советником председателя Донецкой ОГА Сергея Таруты (с которым, по информации «Тиждня», достаточно теплые отношения у Наливайченко. — Ред.).
— То есть, никаких позитивных изменений за последнее время?
— Единственные изменения, которые я замечаю, произошли в департаменте контрразведки, который начал подниматься на ноги. Надо понимать, что в стране происходят естественные преобразования, растет уровень патриотизма. То же касается, вопреки всему, и СБУ.
Знаете, нельзя остановить поезд, и никому это не удастся, никакой агентуре, поэтому сейчас личный состав гораздо свободнее чувствует себя в выборе: идти путем коррупции и измены или нет. При Януковиче такого выбора просто не существовало. Важно, что руководство страны, в конце концов, прислушалось к нам, хотя мы об этом кричали еще с марта, и, наконец, начало восстанавливать структуру военной контрразведки. Фактически того же СМЕРШа.
Конечно, сразу возникла гигантская проблема с кадрами, однако работа началась, и это не может не радовать. Считаю, что в свое время, в 1990-е, мы заложили хорошие фундаменты под систему безопасности. То, что за эти годы «барыги» и «бизнесюки» дорвались до власти и многое осквернили, свершившийся факт. Так, самая большая проблема и страны, и СБУ — это «крыша», которая совершенно протекает. Однако фундамент, я уверен, еще есть и должен выстоять.
Недаром даже в советские времена очень много офицеров-профессионалов были выходцами из Украины: у нас, считаю, огромный потенциал, не хватает только политической воли. СБУ должна превратиться в машину защиты закона и безопасности, и не важно, кто попадет в ее тиски: да хоть и президент — неважно, он должен отвечать. Вообще наши спецслужбы последние лет 10 дальше своего носа не видели и не делали ничего для перехвата инициативы у России на всех фронтах.
Стоит начать использовать правильно и внутренний ресурс. Вот, например, говорят, что Коломойский просто зарабатывает деньги на войне. И пусть даже так — главное, чтобы российских танков не было в Одессе и Днепропетровске.
— Оцените масштаб инфильтрации СБУ вражеской агентурой.
— Вот вам маленький факт. При Януковиче почти все руководители украинских силовых структур и спецназа входили в Союз десантников РФ, который возглавляет один из заместителей министра обороны России Сергея Шойгу. Большинство этих людей и сейчас на должностях. До сих пор не озвучена роль СБУ в формировании антимайдана, свозе в Киев боевиков, раздаче денег за уничтожение машин и т.п.. Никакого осуждения (даже морального, что уж говорить о кадровом) нет.
Пользуясь случаем, обращаюсь лично к Петру Порошенко как главнокомандующему. Надеюсь, он понял на примере уже экс-заместителя главы АП Юрия Косюка, что не может миллиардер, и любой другой, кроме профессионала, заниматься силовым блоком. Или находится какой-нибудь невежда, который на весь мир заявляет о секретных договоренностях о поставках оружия.
У нас нет времени на игры и закулисные интриги: война. Надо немедленно вычищать силовые структуры — это и поголовная переаттестация, и создание фильтрационных центров и комиссий, это укрепление наших опорных пунктов на Востоке и т.д.. И неважно, что будут кричать поборники прав человека, — пусть поднимет руку тот, кто считает, будто во время войны без этих мер можно победить такого мощного врага, как Россия, который очень усилился в последнее время, когда мы, наоборот, ослабли. И потом: РФ мастерски действует через косвенных агентов влияния, то есть человек не шлет кодировок в штаб ГРУ, а просто с помощью определенных финансовых рычагов ее подводят к действиям, выгодных Москве, когда он иногда даже этого не понимает.
— Итак, всех разогнать и набрать новых не получится, потому что война. Но и так дальше жить нельзя. Так что же делать? Ваш рецепт очищения СБУ?
— Во-первых, стоит призвать из резерва всех бывших работников, не запачкавших себя откровенным сотрудничеством с режимом Януковича, контактами с Москвой или преследованием демократических сил, и поставить их на конкретную оперативную работу, прежде всего на Востоке.
Во-вторых, резко улучшить воспитание персонала и его подбор.
В-третьих, надо создать независимую общественную аттестационную комиссию, наделенную соответствующими полномочиями, из общественных активистов, журналистов, независимых специалистов в этой сфере, которые должны персонально под микроскопом проверить каждого работника, начав, разумеется, с высшего руководства. Если хотите, можете назвать это «люстрация», хотя мне это слово не нравится. Нравится — «коренное реформирование системы спецслужбы».
Эти люди должны быть с жизненным опытом, не махать саблей, как тот же Виктор Ющенко, который тупо по формальному признаку уволил 18 тысяч государственных служащих. Повторю, я вообще отверг бы тезис о необходимости полной люстрации бывшей советской агентуры: прошло уже 23 года после распада СССР, целая эпоха, сейчас гораздо больше вреда от оборотней с фальшивой риторикой, которые никогда не были агентами КГБ.
Более того, все документы, связанные с этим, давно в Москве, их можно разве что выкупить — когда продадут, конечно. Я лично знаю немало бывших тайных агентов КГБ, но открываю эту информацию только тогда, когда человек начинает работать против Украины. Стоит разбирать каждый пример, на основе отдельно выработанных критериев соответствия профессионализму, морально-деловых качеств и прежнего опыта работы плюс четко определить, что именно является компрометирующим моментом при аттестации.
Следует четко разобраться в происхождении состояния аттестованного. Если человек законопослушный, то, как у меня, например, у него в портфеле будут храниться все документы. Если нет — другой разговор. Следует использовать и помощь западных спецслужб. Но во всем мире уважают только умных и сильных. Пора, наконец, таковыми стать.
—
Автор: Богдан Буткевич