Our Global Partner: MINIBOSS BUSINESS SCHOOL Franchise (IBA Consortium)

Enjoy this engaging resource when choosing educational franchises from the IBA Consortium

You can zoom in and out of the globe, rotate the globe, select a country, click Apply, go to the website, and select IBA Consortium (UK) franchises.
Desktop version recommended for the best experience.

Choose a location for your franchise and complete the application

Wednesday, 15 October 2014

А действительно ли закончилась эра офшоров в Украине?


Во вторник 14 октября Верховная Рада Украины приняла антикоррупционный закон (№5114), предусматривающий раскрытие реестра недвижимости, а также механизм выявления физических лиц - "конечных выгодоприобретателей" компаний, зарегистрированных в Украине.

"Офшоры в Украине закончились, теперь каждый чиновник будет как на ладони", - заявил после принятия документа премьер-министр Арсений Яценюк. Ему вторит спикер Верховной Рады Александр Турчинов: "Все офшорные счета и фирмы, которыми прикрывают приватизацию, присвоение недвижимости и других активов, все равно должны будут показать главного бенефициара".

По словам Турчинова, с принятием этого закона не будет никакой возможности "скрыть истинного владельца объекта недвижимости или СМИ". Этот законодательный акт, по его мнению, будет способствовать прозрачности экономической системы, "чтобы коррупционеры не могли спрятаться за офшорные структуры".


ЛІГАБізнесІнформ выяснила, действительно ли теперь украинские компании обязаны раскрыть имена настоящих собственников и поможет ли этот закон провести деофшоризацию украинской экономики.


1.jpgИван Герасименко, директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine, адвокат:  
- Нельзя сказать, что законом установлен "механизм выявления бенефициара", поскольку механизм предполагает определенный порядок действий. Этим же законом просто обязали руководителя или уполномоченное лицо подавать определенную информацию. К чему такой "механизм" может привести: юридическое лицо выдает доверенность на человека, который за условные 300-500 грн оказывает услуги по подаче документов государственному регистратору, при этом человеку дается информация, что определенный иностранец (который может быть лишь номинальным собственником) является бенефициаром юридического лица, и такая информация (в понимании закона - неправдивая) подается госрегистратору. И что получаем на выходе: человек, который подал по доверенности документы, заработав 300-500 грн, будет привлечен к уголовной ответственности? 


Офшоры будут применяться и дальше, так как они предусматривают возможность заключения трастового соглашения. Это документ, который скрывает реального собственника. А доказать, что номинальный (то есть на бумаге) собственник не является реальным, не представляется возможным. 



Думаю, что компании, желающие скрыть своего бенефициара, и далее смогут не раскрывать эту информацию. Например, указывая бенефициаром номинального собственника. Доказать обратное будет очень сложно.

Лана Голян, директор консалтинговой компании Solano:

- Принятие закона отразится на использовании нерезидентных структур, но говорить об отказе использования компаний из офшорных юрисдикций нельзя. Скорее будут пересмотрены сами структуры и юрисдикции регистрации нерезидентных компаний. Во-первых, более популярными станут структуры с номинальными акционерами и директорами-физлицами, которые должны быть вовлечены в деятельность компаний, а не только декларироваться на бумаге. 


Во-вторых, более востребованными станут юрисдикции, которые не имеют подписанных с Украиной соглашений об обмене информацией, в частности, относительно предоставления информации о конечных выгодоприобретателях. А это такие классические офшорные юрисдикции, как Сейшельские острова, Содружество Доминики, Федерация Сент-Китс и Невис, Маршалловы острова и более экзотические острова Ниуе, остров Кука. С другой стороны курс на "деофшоризацию" может привести к тому, что некоторые собственники будут готовы задекларировать свою причастность к тем или иным компаниям, получать лицензии на инвестирование и продолжать вести бизнес от имени нерезидентных структур.


Закон вводит новый термин "конечный выгодоприобретатель". Теперь понятия "бенефициар" и "конечный выгодоприобретатель" будут разграничены в законодательстве. Хочется надеяться, что ввиду этого прекратится двоякое толкование норм Налогового кодекса - например, при рассмотрении вопросов относительно установления бенефициаров платежей роялти, дивидендов, процентов.

В отношении раскрытия информации о собственности и активах публичных лиц закон будет действительно рабочим инструментом, если будут разработаны и механизмы его использования. Например, сегодня только при первичной регистрации юридического лица подается информация о собственниках - физических лицах. Если же украинская компания меняет собственников на нерезидентов, то подача данных о новых собственниках ограничивается информацией о юридическом лице собственника и не более. Только при открытии банковского счета декларативно предоставляется информация о конечных юридических собственниках - физических лицах, которые в большинстве своем не являются конечными выгодоприобретателями. 


Говорить о судебных прецедентах и возможности доказывания факта признания резидента Украины в качестве "конечного выгодоприобретателя" на территории Украины рано, поскольку Украина не признает концепцию "трастовой собственности" и "трастовое соглашение" в Украине может не признаваться достаточным доказательством. 



Чтобы закон заработал, нужен минимум год при условии, что будут разработаны механизмы сбора и подачи информации регистрационным органам и налажен учет этой информации.

Адвокат департамента уголовной практики ЮК Алексеев, Боярчуков и партнеры Егор Штокалов: 

- Закон недоработан и позволит компаниям уходить от обязанности сообщать о своих реальных владельцах. Законодательство Украины и стран, включенных в официальный список офшорных зон, очень отличается. И вопрос относительно обязанностей должностного лица (формального собственника), например, Республики Вануату раскрыть информацию о лицах, в пользу которых он действует по трастовому контракту, сомнителен.

Подозреваю, что теперь в Украине существенно вырастет спрос на специалистов по регистрации прав на офшорные компании. Например, собственник предприятия из Украины - компания с Кипра. А ее собственник - другая компания, зарегистрированная на Белизе. А конечный бенефициар - подставной директор с Белиза. Формально подставной директор обязан действовать в интересах фактического собственника актива. Плюс трастовый контракт может предусматривать обязанность директора не разглашать сведения о лице, в интересах которого он владеет активом.


Согласно принятому закону, руководитель компании обязан будет подать госрегистратору информацию о конечном юридическом лице - выгодополучателе. В случае непредоставления такой информации или предоставления недостоверной информации относительно руководителя компании может быть открыто уголовное производство с возможным наказанием в виде штрафа и/или общественных работ. При этом компаниям достаточно будет назвать физическое лицо - выгодополучателя: указать его паспортные данные и идентификационный номер (при наличии). А вот относительно государства проживания конечного бенефициара законопроект ограничений не предусматривает.

Наиболее распространенным в мировой практике способом сокрытия информации о настоящем конечном собственнике актива являются операции с офшорными компаниями с последующим переводом активов на баланс таких компаний. По моему мнению, это самый популярный способ обхода обязательств относительно раскрытия информации о конечном бенефициаре.

derev.jpgАнна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации: 

- Оценивать принятый документ с практической точки зрения, на мой взгляд, еще рано. Без сомнения, он содержит прогрессивные, правильные вещи и в случае их реализации станет хорошей отправной точкой для борьбы с коррупцией. 


Запрос на открытость в отношениях "бизнес - государство" созрел в обществе и в инвестиционной среде уже давно. Теперь дело за реальными ощутимыми действиями, а они напрямую зависят от политической воли чиновников, которые будут воплощать положения антикоррупционного законопроекта в жизнь. Надеемся, что успешно. 

Дмитрий Сенниченко, глава украинского офиса компании JLL:
 


- Обеспечение свободного доступа к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, на мой взгляд, крайне позитивно повлияет на имидж рынка Украины и его привлекательность для внутренних и внешних инвесторов, поскольку позволит исключить коррупционное влияние и сделает рынок в целом значительно более прозрачным. Данное нововведение может быть негативно воспринято только бюрократическими структурами в силу, опять-таки, коррумпированности, но для рынка это качественно новый тренд, который принят и понятен всем на глобальном уровне. 


Мы считаем, что в будущем это новшество также станет необходимым шагом к обеспечению унифицированного и стандартизованного налогообложения объектов недвижимости. После принятия законопроекта и его трансформации в закон изменения в Реестре, т.е. введение открытого доступа, вступят в силу в течение одного месяца. 


Уже после принятия документа главное юридическое управление Верховной Рады признало его антиконституционным и юридически некорректным. "Считаем, что отсутствие надлежащих критериев отнесения физических лиц к категории лиц - "конечных выгодоприобретателей юридического лица" на практике приведет к неоднозначному толкованию норм принятого закона и неполноте правового регулирования, т.е. проектом нарушен принцип юридической определенности как составляющей конституционного принципа верховенства права", - говорится в заключении управления. 

Денис Кацило