Website translation into 96 languages

Thursday 12 February 2015

ЧТО НЕСУТ МИНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ДЛЯ УКРАИНЫ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

В Минске 12 февраля после сложнейших переговоров длительностью около 15 часов лидеры Украины, Германии, Франции и РФ, а также участники контактной группы по прекращению войны в Донбассе одобрили новое соглашение. Результатом важнейшей встречи стал "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" - неоднозначный для Украины документ, один из пунктов которого предусматривает прекращение огня в Донбассе 15 февраля с 00 часов по киевскому времени. Кроме того, предусмотрен отвод тяжелых вооружений обеими сторонами для создания 50-километровой буферной зоны. Документ также предполагает "проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию", а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Соглашение фактически приближает Украину к признанию автономии Донбасса, и предполагает неоднозначную трактовку положений о контроле границы. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ спросил у экспертов - какие выгоды и риски несет Украине Минск-2? 
Александр Палий, политолог:
- Заключение соглашений в Минске - это безусловный успех украинской дипломатии и лично Порошенко. Он проявил себя как хороший, боевой дипломат. Чего добилась Украина: все эти попытки России пересмотреть Минские соглашения не удались, фактически идет речь об их выполнении. О линии разграничения - она определяется законом Украины в соответствии с минскими договоренностями от сентября, то есть последние захваты террористов не засчитываются. Важным является выведение российских войск и вообще всех наемников. Также в протоколе указано, что украинский контроль над границей должен постепенно возобновляться. Я думаю, что реалистично - сначала пустить туда ОБСЕ и делать все поэтапно… Все будет зависеть от силы контроля со стороны Запада. Почему датой прекращения огня выбрано 15 февраля? Террористы рассчитывают использовать это время для блокировки украинских войск в Дебальцево. Они хотят через локальные поражения деморализовать население, подорвать авторитет власти.
Сергей Грабский, полковник запаса, член общественного совета при Минобороны:
- Сказать, что это полный успех - нельзя. Но то, что было достигнуто, и что ситуация разворачивалась именно в таком ключе, обусловлено поражениями боевиков. Ожидалось, что Дебальцево будет взято, и они будут говорить с позиции силы. Но они просчитались и то, что мы получили в данный момент - вынужденный компромисс. Самое главное - мы выполнили свою боевую задачу, нанесли серьезный урон противнику и лишили их возможности действовать широким фронтом, мы нанесли страшное поражение в живой силе, мы выбили специалистов. Можно сейчас говорить, что главный успех операции в Минске - документ подписан и это ничто иное, как признание поражения России, пусть и промежуточного. Они все-таки пошли на уступки, которые зафиксированы на бумаге. Я не питаю надежд на их выполнение, но на сегодняшний день мы получили возможность передышки, перегруппировки наших сил. Это временное перемирие, "орки" никогда с этим не согласятся и только полное уничтожение и ликвидация угрозы как таковой может их остановить. На сегодняшний день Дебальцево стал той мельницей, на которой перемололись резервы российской армии. Почему режим перемирия решено ввести с 15 февраля? 15-е число - это день вывода войск из Афганистана (15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана, - ред.), в этом есть определенная символичность.Я понимаю, что это звучит несколько крамольно и цинично, но это уступка противнику - они сейчас из последних сил будут пытаться что-то сделать. Как вот сейчас под Логвиново окружена группа бойцов российского 25-го полка спецназа - они их будут пытаться вытащить, потому что если их возьмут в плен, то скрыть присутствие российских войск будет еще сложнее.
Олег Волошин, эксперт-международник:
- Главный вопрос - обеспечат ли Минские соглашения мир в Украине. Если договоренности приблизят нас к миру - это само по себе очень важно, остальное - технические детали. Я не вижу там ничего из условий или уступок, которые угрожали бы украинской государственности или функциональности Украины. Идти на определенные уступки все равно нужно было, потому что война на нашей территории, а мы слабая сторона. В этой ситуации президент смог максимально отразить негативные условия, еще более тяжелые, которые выдвигались со стороны России. Конечно, технически соглашения написаны местами настолько сложно и безграмотно, там столько взаимосвязанных обязательств - условно говоря, "мы сделаем это, если вы сделаете то", что есть большой риск сорвать это все и в итоге возлагать ответственность друг на друга. Выполнение условий Минских соглашений зависит от внутреннего настроения Верховной Рады - готовы ли политики играть в популизм, все завалят и возложат ответственность на Порошенко или они возьмут ответственность на себя. Если будет видно, условно говоря, что та сторона все выполняет, в чем есть огромные сомнения, а украинцы начинают разводить там какие-то трения относительно изменений в Конституции, то, конечно, Запад нас по головке не погладит, потому что им тоже нужен мир. Им все равно, какие формулировки в нашей Конституции, главное, чтобы был мир. Почему именно 15-е число? Мне кажется, что  технически сложно обеспечить прекращение огня - нужно утвердить свои внутренние решения в Генштабе, передать в батальоны, подразделения и так далее. С другой стороны - там есть неподконтрольные, относительно автономные группировки, с ними тоже нужно этот вопрос как-то проработать. Я думаю, что за эти дни должен быть быстро выработан механизм контроля над выполнением, должна быть выполнена большая работа по линии ОБСЕ.