Website translation into 96 languages

Friday 20 June 2014

Кто стоит за военной катастрофой в Ираке?

Вторую неделю внимание мира приковано к новостям о том, что на Ближнем Востоке пробудилось зло, стремительно захватывающее территории и сеющее хаос. Группировка ИГИЛ старательно нагнетает атмосферу страха фотосъемками, видеосюжетами и отчетами о своих злодеяниях.

Тысячи сирийских беженцев ищут убежище во временных лагерях в Иордании
Фото Thinkstock
 
Прошла неделя с тех пор, как отколовшаяся от «Аль-Каиды» джихадистская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватила обширные территории в центре Ирака, включая 2-миллионный город Мосул и 300-тысячный Тикрит. «Это «Аль-Каида» на стероидах», – охарактеризовал ИГИЛ бывший посол США в Ираке Райен Крокер.

За эту неделю группировка увеличила охват территорий и развернула мощную кампанию по нагнетанию ужаса. Вместо логичных действий, направленных на поиск путей к диалогам и компромиссам с соседями, ИГИЛ принялась себя демонизировать. Она опубликовала фотоснимки массовых расстрелов пленников, продемонстрировала свою боевую мощь в серии видеосюжетов, профессионально снятых в стиле голливудских тизеров, и в довершение ко всему выпустила годовой отчет, в котором похвасталась совершением 9540 экстремистских операций в Ираке, включая 1083 убийства и 78 взрывов смертников.

За прошедшую неделю никто не смог убедительно объяснить, в чем секрет феноменальных успехов экстремистов. На вопрос: «Как такое возможно, что две дивизии регулярной армии Ирака, имея 30-кратное численное преимущество над противником, бежали из Мосула, позволив джихадистам захватить склады с новейшим вооружением и $430-миллионные запасы наличности?», эксперты дают однозначный ответ: без покровительства внешних сил – никак.

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики винит в произошедшей военной катастрофе Саудовскую Аравию, Катар, курдов, предателей-генералов, но при этом не берет на себя ответственность за неудачи. Как и не дает внятных ответов на вопрос, почему 350-тысячная иракская армия, на которую Штаты с 2011 года потратили $41,6 млрд, десять дней подряд терпит поражения от 10-тысячной экстремистской группировки.

В поисках ответа, кому выгоден разворачивающийся в Ираке сценарий, эксперты называют сразу несколько сил. Прогресс ИГИЛ, вероятно, перекроит границы и перетасует союзы государств на Ближнем Востоке, что может сыграть на руку США, Саудовской Аравии, Курдистану и Ирану.

Доказательств сотрудничества ИГИЛ с какой-либо из этих четырех сторон нет. Forbes предлагает рассмотреть выгоды, которые получат государства, если события в Ираке развернутся нужным для них образом.

США. Вероятная выгода: свержение режима в Сирии


Канадский Центр исследования глобализации открыто обвинил правительство США в спонсировании иракских террористов ради создания «управляемого хаоса» на Ближнем Востоке. По версии аналитиков, чтобы сдвинуть с мертвой точки тянущуюся четвертый год гражданскую войну в Сирии, Штаты могли пригласить повстанцев ИГИЛ на территорию Ирака для получения оружия, экипировки и денег.

«Сейчас нам сообщают, что в руки ИГИЛ попали новейшие виды сложного оружия, сделанного в США. Будьте уверены, это оружие оказалось там неслучайно. Штаты точно знают, что делают, когда вооружают «оппозицию» в Ливии и Сирии… Сейчас некоторые доказывают, что произошел «провал» во внешней политике США, и что американские власти «глупые». Это не провал, и они не глупые. То, что происходит сейчас, было спланировано много лет назад. Правда в том, что внешняя политика США на Ближнем Востоке дьявольская, жестокая, репрессивная, преступная и недемократичная», – пишет ресурс www.globalresearch.ca.

Правительство Ирака уже обратилось к США с просьбой нанести авиаудары по позициям боевиков ИГИЛ. Есть вероятность, что эта просьба может быть использована как предлог для авиационных атак по укреплениям ИГИЛ в Сирии, а заодно и по войскам Башара Асада.

Саудовская Аравия. Вероятная выгода: рост цен на нефть, усиление влияния в регионе

Суннитская монархия Саудовская Аравия и шиитский Иран – две главные противоборствующие силы в Ближневосточном регионе. У нефтедобывающего королевства есть целых три причины вредить Багдаду.

Во-первых, это глубоко укоренившаяся ненависть, которую испытывает религиозный истеблишмент Саудовской Аравии к шиитам, занявшим после свержения Саддама Хусейна доминирующую роль в правительстве Ирака. Во-вторых, желание воспрепятствовать усилению влияния Ирана. В-третьих, это страх увидеть успешное развитие демократического Ирака, способное воодушевить население Саудовской Аравии на восстание против теократического репрессивного правления.

Нынешние нападения ИГИЛ на энергетические объекты Ирака приносят прямую финансовую выгоду королевству. За неделю цены на нефть подскочили на 4% – до $115 за баррель (Brent), увеличив выручку Саудовской Аравии от экспорта «черного золота».

Курдистан. Вероятная выгода: расширение территории, союз с Турцией

Победоносное наступление ИГИЛ на Багдад резко повысило вероятность запуска в Ираке югославского сценария, при котором он расколется на три части. Регионы, где доминируют шииты, сунниты и курды, вскоре могут стать полностью независимыми друг от друга.

В этом случае Курдистан – самоуправляемый регион на севере Ирака – окажется в наибольшем выигрыше, так как ему достанутся спорные территории в провинциях Найнава, Киркук и Дияла, которые автономия долгие годы стремится присоединить.

Вдобавок иракские курды смогут наладить добрососедские отношения с Турцией. Анкара долгие годы была противником независимости Курдистана из-за опасений, что он станет разжигать сепаратистские настроения среди курдов на ее территории. Однако появление общего свирепого врага в лице ИГИЛ позволяет Курдистану рассчитывать не только на укрепление экономических связей с Турцией, но и на военную поддержку. Территории автономии теперь представляют для Анкары подушку безопасности, отделяющую турков от террористов ИГИЛ.

Иран. Вероятная выгода: подчинение Ирака, избавление от международных санкций и союз с США


Джихадисты буквально послали Ирану официальное приглашение на военную интервенцию и оккупацию территории Ирака. На днях ИГИЛ опубликовала угрозу разрушить важнейшие шиитские святыни в городах Наджаф и Карбела. В ответ на это президент Ирана Хассан Рухани заявил, что не может такого допустить, и «предпримет все необходимые меры», чтобы помочь своим единоверцам защитить общие религиозные памятники.

Невероятные успехи ИГИЛ дали толчок еще одному не менее удивительному процессу – Иран и США, жестко враждовавшие на протяжении 35 лет, принялись договариваться о сотрудничестве. Совсем недавно эти две страны непримиримо конфликтовали из-за иранской ядерной программы и сирийской гражданской войны. Бывший американский президент Джордж Буш называл Иран «осью зла», а иранские лидеры клеймили США ярлыком «большой сатана».

Сейчас как представители администрации Барака Обамы, так и его политические оппоненты в конгрессе высказываются за целесообразность координации с Тегераном военных действий против ИГИЛ. «Почему мы помогали Сталину? Потому что он был не так плох, как Гитлер. Иранцы могут предоставить необходимую поддержку, чтобы Багдад не пал», – приводит доводы американского сенатора-республиканца Линдси Грэма издание Wall Street Journal.

В обращении к нации президент Ирана уже анонсировал, что добьется от США снятия санкций без существенных уступок по ядерной программе. Между тем Wall Street Journal сообщает, что именно он виновен в разжигании иракского кризиса. Хасан Рухани, по утверждению американского издания, поддерживал притеснения правительством Нури аль-Малики суннитского меньшинства в Ираке, которое из-за этого стало опорой боевиков ИГИЛа и залогом их блестящих побед.