Website translation into 96 languages

Tuesday 29 April 2014

Что значат для крымчан принятые Верховной Радой законы?


Верховная Рада в один день приняла сразу два закона, определивших правоотношения Крыма и материковой части Украины. Ими центральная власть декларировала право крымчан на свободу передвижения по стране, двойное гражданство и двойную пенсию. 

На следующей неделе Крым получит долгожданную финансовую независимость от Киева — вступит в силу закон «О повышении финансовой самостоятельности Автономной республики Крым и города Севастополь», принятый парламентом 15 апреля. Этот закон устанавливает, что все налоги, собранные в Крыму, остаются в крымском бюджете. Параллельно Киев слагает с себя полномочия субсидировать бюджет АРК Крым и города Севастополя.

О принятии такого или аналогичного закона политики на полуострове мечтали все годы независимости, сейчас же этот документ не более чем декларация — Крым де-факто стал частью России и украинские законы местным властям уже неинтересны.

А вот закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме временно оккупированной территории Украины», принятый депутатами в тот же день, для крымчан более чем актуален. Именно он будет определять права и обязанности украинского государства по отношению к жителям полуострова.

Два в одном

Закон определяет, что все жители Крыма сохраняют украинское гражданство вне зависимости от вступления или невступления в гражданство Российской Федерации. По словам Ирины Кушнир, представителя Уполномоченного по правам человека в Конституционном суде Украины, «человек является гражданином Украины, пока он сам не отказывается от гражданства. В случае утери паспорта в любом региональном отделении миграционной службы жители полуострова, а также 16-летние крымчане могут получить паспорт».

По факту уже к концу года большинство жителей полуострова будут иметь два гражданства со всеми вытекающими последствиями — крымские дети смогут учиться как в украинских, так и в российских вузах, а их родители смогут лечиться как в киевских, так и в московских клиниках. Более того, все жители Крыма с украинским паспортом сохраняют право на социальную защиту на материке — пенсии, помощь по безработице, выплаты по рождению ребенка и т. д. 

Для этого необходимо просто зарегистрироваться в одном из городов на материковой Украине в качестве переселенца и оформить счет в банке для получения соответствующих выплат. После такой регистрации человек может вернуться домой на полуостров и оформить уже российскую пенсию или пособие по безработице — Украина и Россия не обмениваются информацией о лицах, получающих пенсии и соцпомощь, поэтому шансы на то, что кого-то уличат в подлоге, минимальны.

Единственный недостаток — сложности с использованием банковских карточек в Крыму: для снятия средств придется время от времени приезжать на материк. Для того чтобы утратить право на украинскую пенсию и соцпомощь, необходимо формально выйти из украинского гражданства — это долгий и забюрократизированный процесс, который на практике будут проходить только крымские чиновники и правоохранители: в Российской Федерации не берут на государственную службу лиц с двойным гражданством. Впрочем, в реальности значительное число пенсионеров на полуострове будут получать только российскую пенсию — часть крымчан не будут регистрировать на материке в качестве переселенцев из-за идеологических соображений, часть — из-за бюрократических сложностей или в силу возраста и плохого здоровья.

Реальные трудности пока только у двух категорий крымчан — заключенных и пациентов психоневрологических интернатов. По словам Юрия Белоусова, представителя Уполномоченного по вопросам реализации национального превентивного механизма, «на территории автономии отбывают наказание в двух исправительных колониях 2 116 человек, 65 — в исправительном центре, 1 086 содержатся в СИЗО. Во взрослых психоневрологических интернатах Крыма находится 1 180 лиц, которые в большинстве своем недееспособны». Эти граждане не являются заключенными или психически нездоровыми, согласно российскому законодательству, и сейчас непонятен ни их статус, ни их судьба. Теоретически их следует передать для отбывания наказания или продолжения лечения на материковую Украину, но пока что они продолжают находиться в Крыму, где их должны либо отпустить на свободу, либо подтвердить решения украинских судов и врачей.

Выход — рубль, вход — два

Парламент отказался от введения ограничений на передвижение — всех жителей Крыма будут беспрепятственно пускать на материк и выпускать с него. Правда, для этого им нужно иметь украинские паспорта с пропиской, оформленной до 1 марта 2014 года. Нет ограничений и для прочих украинских граждан. А вот иностранцам и крымчанам с российскими паспортами для посещения полуострова будет необходимо специальное разрешение.

Как и кем оно будет выдаваться, пока неясно. Административная граница между Крымом и Херсонской областью не признается украинскими властями границей, однако пограничный и таможенный контроль на ней будет установлен. Проезд автомобилем будет подпадать под те же правила, что и на Полноценной границе, к примеру с Польшей. Введение этой нормы значительно затруднит передвижение автотранспорта — легковые автомобили придется оформлять в режиме временного ввоза/вывоза, а на грузовые оформлять полноценные таможенные декларации. При этом действующее законодательство не дает возможности легально оформить таможенную декларацию для груза с материковой Украины в Крым — АР Крым считается частью Украины, и продажа товара на полуостров не является внешнеэкономической операцией.

Более того, продажа товара в Крым не считается экспортом, соответственно, предприятие не сможет претендовать на возмещение НДС. С точки же зрения крымских властей ввоз на полуостров украинских товаров является импортом с необходимостью уплаты уже российского НДС. Тем самым украинские товары, из-за двойного взыскания НДС, в Крыму автоматически дорожают на 20%.

Эти ограничения, очевидно, будут обходить, оформляя груз как транзитный, то есть по бумагам продавая его, к примеру, в Турцию через один из крымских портов. До Турции товар, естественно, не доезжает. Однако на такие операции могут пойти только мелкие предприниматели — вступление в силу нормы о таможенном контроле на крымской границе приведет к тому, что крупные украинское предприятия просто приостановят торговлю с полуостровом или будут торговать через российские юрлица, зарегистрированные в других регионах.

Еще одна неприятность для крымчан — признание на уровне закона нелегитимности крымских властей. Все решения последних, принятые после вхождения в РФ, не признаются в Украине — начиная от свидетельства о рождении и заканчивая свидетельством о смерти. Решения крымских судов, нотариусов, органов власти всех уровней не порождают на материке каких-либо правовых последствий. Более того, Украина признает права собственности на какие-либо активы в Крыму, полученные исключительно в соответствии с украинским законодательством. Следовательно, все договоры о продажи квартир и машин, документы о создании или ликвидации бизнеса считаются в Украине никчемными. Введение этой нормы в действие вынудит покинуть Крым большую часть публичных компаний из-за угрозы падения цен на акции или роста стоимости заимствований из-за юридических рисков.

Единственное исключение — наследование, да и то если документы будут оформлены в соответствии с украинским законодательством. Также Украина сохраняет за собой право собственности на недра и природные ресурсы — фактически крымчане смогут экспортировать нефть или газ, рыбу или песок только в Россию: в ЕС или в Турции эти товары могут быть конфискованы как контрабанда.

Еще одним неприятным сюрпризом для крымчан может стать двоесудие — закон закрепляет юрисдикцию украинских судов по крымским спорам, а это означает, что один и тот же спор может быть решен как в крымском суде на основании российского законодательства, так и в одном из украинских судов по украинскому праву. Оба решения, даже если они будут разными, будут иметь одинаковую легитимность, просто Россия будет признавать решение российского суда, а Украина — украинского. Шикарная возможность для рейдерства, а точнее для отъема активов, которые принадлежат крымчанам, но находятся на территории материка или наоборот.

Однако самой разрушительной нормой станет статья о фактическом запрете экономических взаимоотношений между украинскими и крымскими предприятиями. Закон запрещает ввоз и вывоз товаров военного или двойного назначения, организацию железнодорожных, автомобильных, морских, речных, паромных или воздушных перевозок, организацию и осуществление денежных переводов, а также какую-либо хозяйственную деятельность, подлежащую лицензированию, сертификации или квотированию (а это, кроме прочего, продажа электроэнергии и воды).

Предприятия, которые нарушат этот запрет, будут преследоваться правоохранительными органами в качестве нарушителей антикоррупционного законодательства. Наказание — штраф до 42 млн грн.

Впрочем, на практике этот запрет может быть не таким страшным, как кажется, — закон наделяет Кабинет министров правом разрешать украинским предприятиями хозяйственные отношения с крымскими предприятиями, если такие сделки направлены на «обеспечение национальных интересов Украины, защиту прав и свобод граждан Украины». Фактически бизнес с Крымом переводится в ручной режим — правительство будет в каждом конкретном случае решать, стоит ли украинским предприятиям продавать в Крым воду, свет или бензин. Кроме того, нужно будет разрешение на каждую поставку товара из Крыма в Украину, будь то абрикос, персик или сода.