Website translation into 96 languages

Tuesday 30 September 2014

Сложный выбор Компартии КНР: как усмирить "испорченных братьев" гонконгцев и не потерять свое лицо?


Народные волнения, вспыхнувшие в Гонконге, поставили Компартию Китая перед сложным выбором. Жесткое подавление протестов в 7,2-миллионной автономии может отпугнуть от нее инвесторов и навредить экономике, а мягкая реакция ободрит диссидентов и сепаратистов на материке с 1,3-миллиардным населением.
Волнения в центре Гонконга начались в пятницу. Созывавшая демонстрантов организация «Оккупируй централ с любовью и миром», планировала организовать движение по сценарию вспыхнувшей в Нью-Йорке в сентябре 2011 года акции «Оккупируй Уолл-стрит», предусматривающему блокирование важных административных зданий.
При этом преследовалась весьма специфическая цель: убедить правящую верхушку Китая разрешить гражданам Гонконга самостоятельно выбрать главу автономии в 2017 году. Нынешнего лидера Гонконга Ляна Чжэньина избрала в 2012 году специальная комиссия из нескольких предложенных Пекином претендентов. Организация «Оккупируй централ» утверждает, что Лян Чжэньин своим отказом вести прямые переговоры с людьми разжигает в Гонконге кризис беспорядков, который могла бы предотвратить его отставка.
В понедельник, после неудачной попытки полиции разогнать митинг резиновыми дубинками, слезоточивым газом и перечными аэрозолями, количество протестующих на улицах финансового анклава резко возросло.
Организаторы оценивают число демонстрантов в 80 000. К утру вторника протестующие заняли несколько главных площадей Гонконга, включая Адмиралтейство, где расположены правительственные здания, Центральный деловой район, и торговый район Монгкок.
«Я должен подчеркнуть, что разворачивающиеся сейчас события уже нельзя приписать студентам или акции «Оккупируй централ». Это превратилось в гражданское движение», – говорит лидер Федерации студентов Гонконга Алекс Чоу.
Волнениям в Гонконге было придумано название «революция зонтов», так как над головами протестантов раскрывались зонты всякий раз, при возникновении угрозы применения против них слезоточивого или перечного газа.

Крупнейший внутриполитический вызов

Вспыхнувшие беспорядки стали самыми масштабными в истории Гонконга. Китай со столь серьезной политической проблемой не сталкивался со времен Событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда в центре Пекина по приказу властей были расстреляны несколько сотен демонстрантов, требовавших свободы.
С тех пор в материковом Китае антиправительственные демонстрации подавлялись в зародыше. Однако в современном полуавтономном Гонконге ситуация совершенно иная. По мнению экспертов, в этой финансовой гавани жесткий сценарий разгона протестов вряд ли возможен, так как он серьезно подорвет (или вовсе уничтожит) политическую стабильность, которая привлекает транснациональные корпорации к ведению бизнеса в Гонконге.
«На применение силы и развертывание войск для рассеивания демонстрантов Пекин решится только в самом крайнем случае. Разве что, у гонконгской полиции хватит мышц для разгона протестующих водяными пушками и резиновыми пулями», –  рассуждает аналитик Китайского университета Гонконга Вилли Лам.
После окончания 150-летней британской колонизации и воссоединения с Китаем в 1997 году Гонконг получил право на собственное внутреннее законодательство, полицию и финансовую систему. Автономия обзавелась относительно свободной прессой и многими гражданскими свободами, которых лишены жители материка. Годовой ВВП Гонконга в пересчете на единицу населения по паритету покупательной способности достиг $55 тыс., что впятеро выше, чем в материковом Китае ($10 600).
Некоторые эксперты считают сложившуюся ситуацию тупиковой – ни гонконгские демонстранты, ни коммунистическое правительство Китая пока никак не показывают стремления идти на компромисс.
«Экономика Гонконга уже стала настолько процветающей, и город стал настолько открытым и международным, что люди в Гонконге считают необходимым самостоятельно определять политическое будущее. Стабильность без свободы – это рабство. Она лишена смысла», – утверждает китайский экономист Вен Кеджан.

Информационная война

Критическую роль в том, каким способом китайское правительство решит усмирять мятежную автономию, сыграет то, как будет реагировать основная часть населения Китая на события в Гонконге. Чтобы предотвратить распространение демократических волнений на материк, власти Поднебесной спешно блокировали потоки новостей из Гонконга.
Китайские государственные СМИ либо вовсе не сообщают о массовых протестах, либо ограничиваются короткими сообщениями о том, что незаконные собрания в финансовом анклаве вышли из под контроля и подавляются полицией.
Как сообщает информагентство Bloomberg, в воскресенье в Китае была заблокирована популярная социальная сеть Instagram, чтобы предотвратить распространение фотоснимков разгона демонстраций в Гонконге. В стране остаются заблокированными соцсети Facebook и Twitter, а также сайты популярных западных изданий, таких как New York Times, Wall Street Journal, Bloomberg. В китайских соцсетях Sina Weibo и Weixin сообщения о протестах в Гонконге удаляются цензорами.
По опасениям, высказанным газетой Financial Times, если протесты в Гонконге будут нарастать, власти Китая могут развязать информационную войну, подобную той, что которую предприняла Россия в ответ на киевский Майдан. Козырем в рукаве Компартии КНР лежит «латентный антагонизм» между жителями материкового Китая и населением Гонконга. В Китае гонконгцев иногда называют «испорченными братьями», испытывающими непатриотическую ностальгию по британскому колониальному правлению.
«Украинцы и гонконгцы чествуются как братья в Москве и Пекине до той поры, пока остаются в строю. Но если они выйдут за рамки дозволенного, то могут быстро быть понижены до марионеток западного империализма», – считает Financial Times.