Website translation into 96 languages

Monday 1 December 2014

ВЗДОХНЕТ ЛИ БИЗНЕС С ОБЛЕГЧЕНИЕМ ИЛИ КОАЛИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ - ПРОСТО СЛОВА?


Бизнес вместе с гражданским обществом стал движущей силой революции. Невыносимые условия работы спровоцировали средний и малый бизнес выйти на улицу, а большой – поддержать их. Начала работу новая Верховная рада, обновленная более чем на 50%. Пришло время политикам возвращать такой долг.
Последний месяц новости из зоны АТО конкурировали с новостями о создании парламентской коалиции. Политики уверяли, что споры ведутся не вокруг кадровых вопросов, а исключительно о порядке внедрения и реализации реформ.
Что полезного для бизнеса содержат 73 страницы коалиционного соглашения?
Общий вывод: документ готовили политики. Авторы хотят понравиться в первую очередь электорату, а не бизнесу и профессионалам. Соглашение сложно назвать планом реформ, скорее декларацией. Только часть документа содержит профессиональные оценки, конкретные цифры и задачи.
Общее впечатление: реальной дерегуляции не будет. Политики не готовы к «грузинскому» или «сингапурскому» сценариям. Идеи из книг «Почему у Грузии получилось» и «Сингапурская история. Из третьего мира – в первый» не кажутся им реальными для Украины.
Ключевые разделы с красноречивыми названиями: «Создание благоприятной для инвестиций среды» и «Переход от административного контроля к поддержке бизнеса» на 90% – меморандум о добрых намерениях и не содержат четких маркеров.
Цитирую: «Стороны коалиции желают: обеспечить в течение одного года замену существующей системы регулирования на европейскую; устранить чрезмерное регулирование хозяйственной деятельности; уменьшить количество документов и процедур разрешительного характера; уменьшить перечень лицензируемой деятельности и продукции, подлежащих сертификации; уменьшить количество регуляторных и контролирующих органов и ограничить их полномочия; осуществить инвентаризацию регуляторных документов».
Если мы хотим перемен, то инвентаризацию «регуляторки» необходимо было бы делать до выборов, а после – массово отменять путем применения «дерегуляторной гильотины». Успешные страны, без страха за недееспособную бюрократическую систему, отменяли сотни актов в течение одного месяца.
Такие полумеры, как инвентаризация, координация и сокращение, только порождают новые барьеры и генерируют новую деструктивную активность чиновников.
Авторы соглашения называют стратегической целью попасть в двадцатку рейтинга Doing Business. Перед нами уже десять лет стоит такая задача, но количество регулирования только увеличивается. Прошло уже 9 месяцев после победы революции, а бизнес так и не почувствовал облегчения и упрощения.
Только радикальные подходы способны изменить ситуацию.
Достаточно иронично звучит раздел соглашения «Реформа трудовых взаимоотношений». Это самый короткий раздел и короткая реформа. Всего три слова – «утвердить Трудовой кодекс». Нет ни слова о ключевых позициях этого будущего кодекса. Стороны или не пришли к согласию, или не имеют видения этой реформы.
Учитывая любовь к популизму, есть риск получить постсоветский кодекс, в котором за кражу невозможно уволить, а нарушение этических правил компании не считается дисциплинарным нарушением.
Вместе с тем отдельные положения соглашения содержат позитивные сигналы.
Во-первых, налоговая реформа. Указанный раздел достаточно конкретен и содержит действительно актуальные предложения. В течение первого квартала 2015 года новоизбранные депутаты обещают:
  • Сократить количество налогов до девяти.
  • Уменьшить затраты времени и средств плательщиков на начисление и уплату налогов путем сокращения объема отчетности, дистанционной отчетности, экстрактивных сервисов. Средний показатель расхода времени на налоговые процедуры в Украине – 390 часов в год, тогда как в развитых странах – 175 часов. Я считаю, что в соглашении надо установить четкую границу, которую мы должны достичь в течение полугода, и применить принцип «или оптимизировать, или отменить».
  • Создать публичную базу индивидуальных налоговых консультаций и ввести процедуры апелляции на уровне экспертного совета по вопросам налогообложения при Министерстве финансов.
  • Отменить штрафные санкции, если плательщик без обжалования налогового уведомления уплатил доначисленные платежи. Это более чем прогрессивная норма, которая позволит плательщику признать свою ошибку, скорректировать свои планы без страха уголовного преследования и расходов на суды.
  • Предоставить возможность для налогового компромисса (налогового соглашения) в 2014 году и проведения налоговой амнистии капиталов после реформирования налоговой системы путем однократного добровольного декларирования с 01.01.2016 года.
По «криминальным рискам» налоговых правоотношений предлагают:
  • Повысить до 1 218 000 грн (сейчас 609 000 грн) размер «значительного непоступления» в бюджет, в понимании статей 212, 212-1 УК Украины.
  • Запретить уголовное преследование лица за уклонение от уплаты налогов до окончательного согласования налоговых обязательств.
Этими нововведениями парламентарии выбьют из рук налоговых милиционеров и прокуроров действенный инструмент шантажа и вызовут овации тысяч предпринимателей, которые хоть раз были на допросе.

С особым энтузиазмом смотрю на обещание парламентариев установить личную финансовую ответственность работников налоговых и таможенных органов за потери, понесенные бизнесом из-за незаконных действий или бездействия чиновников.

Второй позитив – реформы в антимонопольной сфере. Чувствуется, что глава готовилась специалистами юридической компании, а не политиком или бюрократом.

Планируется значительно упростить систему контроля за концентрациями, что является достаточно актуальным для крупного и зарубежного бизнеса. В частности: повысить стоимостные показатели, ввести сокращенные процедуры оценки концентраций, уменьшить объем информации, представляемой в АМКУ, и внедрить обязательность проведения предварительных консультаций для принятия заявления к рассмотрению.

Также предлагается решить ряд простых, но важных процедурных вопросов для рассмотрения дел о нарушении антиконкурентного законодательства, а именно:
  • Урегулировать полномочия АМКУ на разных этапах рассмотрения и ввести обязанность публиковать его решения.
  • Разрешить участие заявителей в заседаниях АМКУ по поводу предоставления разрешений на концентрацию и согласованные действия.
  • Ввести четкие принципы калькуляции штрафных санкций.
  • Установить сроки рассмотрения дел.
  • Урегулировать вопрос оснований и порядка проведения проверок АМКУ и споров, в связи с их проведением.
Первые месяцы работы Рады должны нам показать, является коалиционное соглашение планом реформ или только формальностью и ширмой для кулуарных договоренностей политиков.